Развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.
– так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливаются в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше.
Телесно-ориентированная психокоррекция – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике.
Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях.
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Если малыш голоден или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.
Все теоретические концепции телесно – ориентированной терапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений, направленных на достижение определенных целей:
• снятие стресса;
• снятие хронической усталости;
• лечение неврозов, депрессий;
• избавление от страхов;
• избавление от чувства неудовлетворенности;
• повышение самооценки.
Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную:
Пассивная: взрослый создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять напряжение.
Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.
Активная: связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.
Методы телесно-ориентированной психотерапии применяются при таких проявлениях, как:
• Тревожность, возбудимость, плаксивость
• Агрессивность
• Страхи и фобии
• Навязчивости и стереотипии
• Трудности с общением, стеснительность, зажатость
• Замкнутость, закрытость
• Психосоматические проблемы: тики, энурез, заикание и пр.
Телесно-ориентированная коррекция дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения и направлена на решение многих задач развития детей, это:
• Развитие координации равновесия
• Развитие эмоциональной сферы
• Развитие навыков общения
• Развитие мелкой моторики
• Обучение основам саморегуляции
• Моделирование эмоций
• Снятие психомоторного напряжения
• Развитие зрительного анализатора
Элементы телесно-ориентированной терапии:
• Физические упражнения и игры
• Дыхательные упражнения
• Глазодвигательные упражнения
• Пантомимика
• Самомассаж
Эффективность методов:
• контакт с ребенком
• снятие эмоционального и психомоторного напряжения
• развитие координации и равновесия, крупной и мелкой моторики
• повышения сенсорной чувствительности, развитие зрительных, тактильных, слуховых анализаторов
• коррекция эмоционально-волевой сферы, навыков общения
• уменьшение нежелательных проявлений у гиперактивных, тревожных, агрессивных, у детей со страхами, с трудностями в общении, с психосоматическими проблемами: тики, нарушение осанки и др.
Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы
идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.
А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в психокоррекционные программы существенно расширяет их возможности
У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.